Моб.тел., WhatsApp: +(420) 775 288 497   |   Стац. тел.: +(420) 211 222 196

Своя бухгалтерия в Чехии

Сегодня о том, как лучше организовать бухгалтерский учет юридического лица в Чехии. Найти себе бухгалтера на работу? А как оформить его - по контракту или заключить с ним договор как с предпринимателем? Или подыскать аутсорсинговую компанию. Как подсчитать затраты предприятия на ведение бухгалтерии? Как вести бухгалтерию удаленно?

Конечно, для порядка надо упомянуть, что работа чешского бухгалтерского учета, и это не удивительно, регламентируется Законом 563/1991 Арх. «О бухгалтерском учете» в актуальной редакции от 1 января 2018 года. С 1991 года этот закон претерпел уже 34 редакции. Переход чешской экономики на капиталистические рельсы потребовал совершенно нового законодательства в этой области. Следующим серьезным этапом было вступление Чешской Республики в Евросоюз. На мой взгляд, поговорка «век живи – век учись» - это как раз про чешского бухгалтера и налогового инспектора. А плоды этой мудрости пожинаем мы, предприниматели. В настоящий момент правила учета внутри чешского экономического пространства более менее понятны для иностранного инвестора, решившего зарегистрировать фирму в Чехии. А вот выход на рынок Евросоюза даже для бухгалтерского сообщества составляет трудности. Чего стоит хотя бы разделение на, так сказать, внутренних и внешних плательщиков НДС

Но не будем сегодня изучать теорию учета, Интернет богат на такого рода информацию, некоторые чешские законы даже уже переведены на русский язык. Оставим бухгалтеру «бухгалтерово» Обсудим, как директору чешской компании, не являющемуся резидентом, практически организовать здесь бухгалтерский учет.

Бухгалтерия с точки зрения отдела кадров

Во-первых, можно по старинке принять в штат бухгалтера. Тут сразу надо посмотреть на среднюю чешскую зарплату. Вряд ли бухгалтер на полный рабочий день пойдет на оклад ниже. Для начинающей фирмы с малым объемом учетной документооборота организация полноценного рабочего места бухгалтера может быть невыгодным. Это потому, что, помимо зарплаты, работодателю необходимо начислять на фонд оплаты труда немалые отчисления. Они-то и будут пожирать сочные зеленые побеги пробивающегося к солнцу бизнеса. Налоговая нагрузка на работодателя и работника более 40% от фонда оплаты труда. Можно поискать на неполный рабочий день. По опыту, затраты на одно такое рабочее место в месяц у малого предприятия могут быть сопоставимы со счетами аутсорсинговой компании за несколько месяцев а то и за целый год.

Во-вторых, можно найти бухгалтера, работающего себе скромно на дому в качестве предпринимателя без образования юридического лица. В данном случае легче договориться на сдельную оплату. Это, в принципе, уже зачатки аутсорсинга, не правда ли? Или еще нет?

В-третьих, можно пойти более современным путем и сдаться на попечение аутсорсинговой компании. Этот вариант выгоден малым предприятиям. Оплата счетов в адрес бухгалтерской компании идут прямиком на затраты. Такая компания, как правило, обслуживает различные сферы бизнеса, а, значит, имеет расширенные знания и опыт. Ее работников трудно чем-то удивить. Они постоянно участвуют в проверках, чаще взаимодействуют с контролирующими органами. Не редко такая фирма способна оказать какие-то побочные услуги, периодически востребованные клиентами.

Есть и минусы. Если нагрузка на работников обслуживающей фирмы высока, то такому специалисту трудно вникать в индивидуальные нюансы за недостатком времени. Крупная бухгалтерская компания заточена на поточное производство, это некий конвейер по максимально автоматизированному учету. Не всегда от большой компании можно рассчитывать на то, что с заказчиком будут нянчиться, консультировать в реальном времени, быстро реагировать на меняющиеся задачи.

Пример расчёта налогообложения зарплаты сотрудника юридического лица:

Валовая заработная плата в месяц: 30000 Крон Отчисление на медицинское страхование: 1350/2700 Отчисление на социальное страхование: 1950/7500 Подоходный налог с физических лиц: 3960/- Зарплата на руки (чистая): 22740 Крон Затраты компании: 40200

Личные наблюдения за владельцами чешских фирм.

Однажды я уже написал об ошибках инвесторов, которые регистрируют компании в Чехии. Но у меня также имеется опыт наблюдения за тем, как предприниматели организуют в Чехии документооборот и бухгалтерскую отчетность. Я являюсь совладельцем бухгалтерских компаний в России и в Чехии, общаюсь с коллегами из других стран. Бизнесмены не перестают меня удивлять. Сталкиваюсь с фактами вопиющего невежества директоров и владельцев фирм. Это может привести к значительным убыткам. Невежество в комплекте с самоуверенностью директора может грозить компании проверками с последующими серьезными штрафами. Особенно часто это наблюдаю в вопросах, касающихся налога на добавленную стоимость, современных методов электронной торговли и трансграничного перемещения товаров и услуг.

Вот такой пример: чешская компания, найдя в соседней Польше более дешевую мебель, закупила товар там. Если сумма закупки превышает определенный законом минимум, чешская компания обязана зарегистрироваться в качестве так называемой «Идентифицированного лица к НДС» И это не полноценный плательщик НДС, а его промежуточная форма, внедренная в государствах Евросоюза. На нашем примере могу сказать, что введение такой специфической формы регистрации позволяет не обижать чешскую казну, а перенести уплату НДС в чешский бюджет, а не польский в рассматриваемом примере. Называется это явление Переносом уплаты НДС. При этом Идентифицированное лицо не обладает правом зачета НДС. Об этом мне еще предстоит написать.

В последние год-два появилась и еще одна существенная проблема для владельцев чешских фирм: контрольные отделения чешских банков стали активно анализировать структуру платежей компаний. Для этого есть соответствующие инструкции регулятора, свежая законодательная база и внедренное на этот счет в последние годы программное обеспечение. В результате имеем быструю реакцию банков на с их точки зрения подозрительные или нежелательные платежи. Не редко наблюдается приостановка платежа для проверки сопровождающих его документов. Выясняется, не принадлежат ли товары по конкретной сделке запрещенными для экспорта или импорта в определенном направлении, например, товарами двойного назначения при вывозе их из Евросоюза в Российскую Федерацию. Тут можно прочитать более подробно о взаимоотношении между банками и иностранными владельцами чешских компаний.

Коротко остановлюсь на порядке налогового консультирования в Чехии.

Для этого тут существует институт налоговых консультантов. Как и деятельность в сфере бухгалтерского учета, так и деятельность налогового консультанта подлежит лицензированию с разрешительной, а не заявительной процедурой. Считается, что налоговый консультант стоит на ступень выше бухгалтера. Не буду спорить, обычно так и есть. Но ничто не мешает бухгалтерской компании иметь в штате своего консультанта или сотрудничать с таковым на коммерческой основе. Тогда многие, если не большинство, каверзных вопросов можно решить со штатным работником компании исполнителя. И да, найти русскоговорящего консультанта в Чехии не так просто, их мало.

Хочу посоветовать участником чешских предпринимательских субъектов: с самого начала обсуждайте свои действия с бухгалтером. Иногда это бесплатно, иногда за консультацию берется повременная оплата, но кого этим удивишь? Не допускайте ситуаций, когда чешская налоговая инспекция блокирует серьезные суммы на счетах налогоплательщика в качестве обеспечительных мер по недопущению неуплаты налогов. Когда чешский банк блокирует деньги или закрывает счета.

Принципы учета стоимости бухгалтерских услуг у аутсорсинговых компаний

Паушальный метод

Заказчик платит абонентскую плату (паушал) исполнителю. Для активных компаний период оплаты чаще выбирается ежемесячный, для остальных ежегодный. При этом стоит обращать внимание на то, что бухгалтерская компания зачастую поставит какой-то лимит на количество бухгалтерских проводок, которые она обработает в рамках абонентской платы. Сверх этого лимита исполнитель назначит дополнительную оплату. Таким образом, паушальный метод вряд ли можно назвать самостоятельным. А вот с точки зрения администрирования платежей он удобен для обеих сторон. Бухгалтерам не надо скрупулезно выставлять каждый месяц подробные счета на предоплату, а заказчику нет необходимости реагировать на эти счета когда можно настроить в интернет банкинге постоянное поручение на одну и ту еж сумму.

Метод подсчета фактически оказанных услуг

Понятно, что в этом случае бухгалтер в выставляемых счетах каждый раз указывает количество платежных операций, выполненных деклараций, отработанных часов. Для педантичного клиента, привыкшего к тому же все держать в своих руках, это более выгодный вариант. Этот метод еще и более справедлив в сравнении с предыдущим. При паушальном методе деньги за месяцы, в которых бухгалтерских проводок было меньше порогового значения или не было вообще, не возвращаются.

Основным различием в счетах, выставляемых разным клиентам, при прочих равных условиях будет количество бухгалтерских проводок и в некоторых случаях количество оплачиваемых часов, которое тоже зависит от объема и сложности обрабатываемых документов.

Нужно понимать, что такое бухгалтерская проводка. Это запись в главной книге или учетном дневнике. Именно поэтому проводок в отчетном периоде возникает больше, чем торговых операций.

Возможности дистанционного бухгалтерского обслуживания

Современные способы коммуникации и передачи информации не обошли и сферу бухгалтерского учета. Можно греться на теплых берегах хоть океанов, хоть собственного бассейна, а бухгалтер в это время ведет свою кропотливую работу. Служит на благо дружественного бизнеса. При этом заказчик и исполнитель порой даже не встречаются друг с другом.

Заказчик может посылать электронные копии хозяйственных документов бухгалтеру, который, обработав их, составит необходимую отчетность. Которую, в свою очередь, отошлет в налоговую инспекцию. Именно для этого каждой фирме Министерством внутренних дел Чехии оформляется специальный электронный почтовый ящик, работающий по сути как онлайн кабинет. С некоторых пор юридические лица налоговую отчетность уже не могут подавать в бумажной форме.

Языковые барьеры при выстраивании бухгалтерии в Чехии

Поскольку этот сайт заточен на иностранцев, нельзя обойти стороной вопрос общения между иностранным работодателем и местным работником. Разумеется, что бухгалтерские вопросы должны быть максимально понятны обеим сторонам. Очевидно, что иностранцу, не владеющему чешским языком, удобнее сотрудничать с русскоязычным специалистом. Это может быть как сам бухгалтер, так и специальный работник бухгалтерской компании или посредник, владеющий в нашем случае русским языком. Встречал я чешских специалистов со знанием русского или английского языка, но попадаются они не так часто. Да и бухгалтерская терминология в чешском языке не так проста. А вот кого выбирать в принципе, - коренного жителя или приезжего, освоившего бухгалтерский учет, но сохранившего, скажем так, восточный менталитет, это вопрос интересный. В соей деятельности я в первую очередь стараюсь подыскивать для сотрудничества коренного жителя. По сею пору это в полной мере оправдывается по отношению к юристам, хотя освоение специфики чешского юридического языка дается мне нелегко. Удается найти хороших маклеров в области недвижимости, есть свой ловкий страховой агент, работники ручного труда (электрики, столяры).

А вот в области бухгалтерского учета и налогового планирования могу заключить, что работники из стран бывшего СССР при сходном с чешскими коллегами образовательном уровне обладают более подвижным умом. Часто встречаю реакцию чешского специалиста «Так не делается!»

Речь не идет о нарушениях закона. Речь идет в первую очередь об изворотливости, которая в стабильной Чехии менее востребована. Видимо, оказывает влияние и соседство с привыкшим к инструкциям немецким народом. Хотя, возможно, это стереотип. Что же, попробуйте выяснить это самостоятельно.

Автор: Юрий Молостов

налоги, бухгалтерия

  • Последнее обновление: .

Добавить комментарий

Реклама без спроса, ругань и пустословие здесь не требуется. Официальный язык комментариев - русский. Большiя буквы надлежит уживать токмо содружно орфографiи, а не превозносити себя для.

Оставляя комментарий, вы даёте своё согласие на обработку персональных данных.

Курсы валют ЧНБ

USD= Кр {value}%
EUR= Кр {value}%
RUB= Кр {value}%

Контакты

  • +(420) 775 288 497
  • +(420) 211 222 196
  • Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
© 2010-2019 Ассистент в Чехии. Все права защищены.
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения автора.